История флага
России

государственный флаг появился в селе Дединово 17 мая 1669 года

Царский указ о создании флага

Царь Алексей Михайлович19 июня 1667 г. указ царя Алексея Михайловича (отец Петра Первого) предписал начать строительство кораблей для Каспийского моря в селе Дединово (городской округ Луховицы). Руководство работами осуществляли нанятые голландские специалисты, еще до основания верфи они отметили необходимость создания флага для будущих кораблей. В предварительной росписи 1667 г. среди разнообразных инструментов и материалов, необходимых для работы, от российских властей была затребована материя на знамена и вымпелы, наличие которых на морских кораблях в Европе было обязательным. Документ требовал два вида ткани: 243 аршина простого киндяка на знамена, помещавшиеся на мачте, корме и на носу корабля, а также 155 аршин дорогой тафты на знамя, поднимаемое в торжественных случаях, «под которое государство бывает караблю пристань».
То есть на будущих российских судах изначально предполагалось поднять не символ какой-либо торговой компании или порта приписки, а именно флаг государства, которому принадлежат корабли, российский флаг. В росписи статус будущего флага указывался вполне определенно: «…на караблях бывает, какого государства карабль, того государства бывает и знамя».

Создание государственного флага

материю получили не сразу

Практическим созданием флага корабля занялся начальник Дединовской верфи полковник Корнелиус фан Буковен, 9 марта 1668 г. затребовав для этого 310 аршин киндяков и 150 аршин тафты цветами, «как государь укажет». Российские власти приняли решение по этому вопросу 9 апреля 1668 г., направив память в Сибирский приказ о выделении необходимого количества материи «червчатой, белой и лазоревой» (красной, белой, голубой) к корабельному делу «на знамена и еловчики» (вымпелы). Иногда, ошибочно эту дату считают датой рождения Российского флага, хотя на самом деле данное распоряжение выполнено не было, материю не выделили и флаги не шили.
В апреле 1668 г. были определены лишь цвета будущего флага: белый, синий, красный. Сам флаг пошили только через год, в начале мая 1669 г., потому что еще в апреле этого года в документах о работе Дединовской верфи регулярно встречаются требования об отпуске материи в Дединово на будущий флаг. Одной из первых в этом ряду была память, направленная 7 апреля 1669 г. в Сибирский приказ с требованием «…послать к корабельному строению с корабельными людьми с Давыдом Бутлером с товарищи на знамена и на еловчики из меновых товаров 300 аршин узких киндяков розных цветов». Но и это требование вновь было не выполнено.
Вопрос с материей окончательно решился лишь в конце апреля 1669 года. Память в Новгородскую четь 23 апреля потребовала выдать гостю Дмитрию Денисову 30 рублей за 30 киндяков добрых, взятых у него для знамен и вымпелов корабля и яхты, а сами эти киндяки отдать капитану корабля Давыду Бутлеру с распиской для отправки к «корабельному строению» в Дединове. Только после этого (плюс не меньше двух дней на дорогу) на верфи могли начать работу над флагом под руководством капитана корабля

Как выглядел первый флаг

это был полосный триколор

флаг Российской ФедерацииИсследователи обратили внимание на требование российских властей «поставить на носу и на корме по орлу и на знамени и на яловчики нашивать орлы же». Изображений двуглавого орла на российских знаменах в виде полотнища с синим крестом и чередующимися квадратами белого и красного цветов (другая популярная версия флага) не встречается, подобное можно увидеть только на хорошо нам знакомом сегодня бело-сине-красном флаге, на котором золотой орел располагается посередине.
Поэтому для «Орла» в Дединове был пошит именно такой флаг с двуглавым орлом, помещенным на полосное полотнище (бело-сине-красное).

Демонстрация государственного флага России

группы кораблей под Российским флагом

корабль орелИменно под бело-сине-красным полосным флагом корабль «Орел», морская яхта, морской бот и суда сопровождения ушли с верфи 7 мая 1669 г. (17 мая по новому стилю). Служивший на «Орле» парусным мастером голландец Ян Стрейс в своих записках зафиксировал: «…мы снялись с верфи, или места кораблестроения, и вышли, подняв паруса».
Первую большую остановку флотилия сделала в Нижнем Новгороде, где в начале июня 1669 г. суда были дооснащены недостающим снаряжением. «Роспись, что велено изготовить в Нижнем на карабль и на яхту» называет изготовленные здесь якоря, якорные канаты, гвозди, веревки, недостающие паруса и пр., но ничего не говорит о пошиве флага или его подъеме. Это лишает достоверности версию первого подъема флага в Нижнем Новгороде. В Нижний Новгород корабль и яхта пришли уже под флагом, поднятом на Дединовской верфи 7 мая 1669 г.


Эти данные четко свидетельствуют, что в Дединово впервые был изготовлен и продемонстрирован государственный флаг Российской Федерации, а значит - это родина российского флага!

17 мая 1669 года по новому стилю календаря - дата первого официального поднятия флага.